Тамара Петровна Ходячих — творческий, постоянно развивающийся учитель. О ней можно с уверенностью сказать: «Идет в ногу со временем!»
Трудовая деятельность Тамары Петровны начинается в далеком 1979 году в Лянинской средней общеобразовательной школе Здвинского района в качестве учителя физики и астрономии. Каждый урок — это открытие! «Влюбитесь в это небо, — говорит Тамара Петровна своим ученикам, — сочиняйте стихи, полюбите звезды и нашу планету. Любите жизнь, любите свое село и сохраняйте его традиции». Каждый ребенок на уроке Тамары Петровны поставлен в ситуацию успеха: учитель подбирает индивидуальные задания для всех учеников. Физика стала одним из любимых предметов в школе благодаря Тамаре Петровне. Ребята с удовольствием выбирали экзамен по физике и всегда успешно сдавали.
С 1986 года Тамара Петровна занимает должность организатора по воспитательной работе. Обаяние, ум, энергию, креативность, ответственность и организаторские способности рассмотрел в ней директор школы и не ошибся. За какое бы дело ни бралась Тамара Петровна, доводит его до логического завершения. Организованные мероприятия яркие, целенаправленные, продуманные до мелочей, интересные. Ребята с удовольствием и посещают мероприятия, и участвуют в них. Большая часть дел, которые школа представляет на районных смотрах и конкурсах, занимают призовые места, отмечаются жюри.
Под руководством Тамары Петровны в течение тридцати лет организуются вечера встречи выпускников. И не было еще ни одного вечера похожего на предыдущий. Выпускники благодарны ей за возможность встретиться, окунуться в счастливое время — детство.
За успехи в педагогической деятельности Тамара Петровна Ходячих, учитель высшей квалификационной категории, награждена знаком «Отличник народного просвещения».
Неравнодушна Тамара Петровна к общественной жизни села: участница и ведущая концертов художественной самодеятельности, вечеров отдыха, детских праздников. Если же не участница, то консультант. Всегда подскажет, оценит, подвергнет справедливой обоснованной критике, доработает.
Случайная встреча Тамары Петровны с художником Александром Иннокентьевичем Стариковым подтолкнула к живописи. Она взяла в руки кисть и начала писать картины маслом. И это было не мимолетным увлечением. Тамара Петровна ставит цель научиться писать, да так писать, чтобы радовало душу и глаз. Она пишет пейзажи. Изучает различные техники, ищет свой стиль. С возникающими вопросами обращается к художнику Владимиру Яковлевичу Котлярову, который помог получать нужный цвет красок путем смешивания, изображать в перспективе.
Владимир Яковлевич заметил способности своей ученицы в изобразительном искусстве, талант, усердие, любовь к живописи и убедил участвовать в областной выставке «Кружева ремесел» в 1995 году в Новосибирске. Затем было участие в выставке «Сибирское самобытное искусство «Родина моя — Сибирь» в 2001 году в городе Куйбышеве. Всего у Тамары Петровны около пятидесяти работ.
«Я рисую, — говорит наша героиня, — когда мне плохо, но при этом получаются только красивые, излучающие надежду картины, потому что хочу, чтобы жилось интереснее и лучше».
Все картины привлекают внимание, потому что радостный и яркий свет струится с полотен. От них становится тепло на душе не только ей самой, но и окружающим. Работая в детском районном оздоровительном лагере методистом, Тамара Петровна создала малую картинную галерею, где ребята выставили свои рисунки. Но с большим восхищением они смотрели на картину своей наставницы, где были изображены светлые, чистые чувства молодых людей, которые, взявшись за руки, стоя на берегу реки, любовались закатом. И дети, и взрослые рисуют свои мечты и мысли на белых листах своей жизни и прячут от людских глаз свою судьбу…
Еще одну благородную мечту лелеяла Тамара Петровна на протяжении многих лет — создать музей в школе: собрать историю села. Человеческая память живет, пока жив человек, она может умереть вместе с ним. Нужно сохранить память каждого в интересах всего общества. Немало сил, времени потратили на создание проекта «Связующая нить во времени», который участвовал в конкурсе социально значимых проектов в 2006-2010 годах и лишь в 2011 году получил грант. Конечно же, надо отдать должное терпению и усердию Тамары Петровны: на протяжении нескольких лет проект усовершенствовался и дорабатывался. В результате работы в школе отрыли музей «Связующая нить во времени». Появились отделы «История села», «Солдаты Победы», «Не по своей воле», «Выстрелы после войны», «Школьные годы чудесные». В музее собрали и хранят много уникальных данных: фотографии, документы, ордена, письма, личные вещи, биографии. С момента открытия музея в нем побывало огромное количество посетителей.
Музей активно работает. Тамара Петровна, директор школьного историко-краеведческого музея «Связующая нить во времени», организует экскурсии, выставки, вечера, встречи, акции. И каждое мероприятие неповторимо, интересно, познавательно, волнительно! Ребята с удовольствием идут в сюда, так как знают, что их ждут удивительные открытия.
С появлением информационно-коммуникативных и цифровых технологий Тамара Петровна освоила новые программы, новую технику. Она снимает видеосюжеты из школьной жизни, с уроков, различных концертов, мероприятий, затем монтирует фильмы, которые хранятся в музее.
Тамара Петровна всегда полна идеями, не любит сидеть без дела, развивается, учится, идет только вперед, в ногу со временем. Подготовив одно мероприятие, уже думает о другом! С ней интересно, комфортно работать и ребятам, и коллегам. Этот человек своей энергией, жизнелюбием, выдумкой заряжает тех, кто рядом с ней.
Идут годы, время неумолимо спешит. На смену одному поколению школьников приходит другое со своими принципами, интересами, взглядами. Совсем другие приходят молодые учителя в современную школу. Тамара Петровна легко находит общий язык с ребятами и молодыми коллегами — ученики ее любят, администрация школы, коллеги уважают и ценят! Главные ее качества — доброта, отзывчивость, готовность помочь другим, обязательность, внимание и творчество. «Светить самой — зажечь других!» — смысл жизни Тамары Петровны. Проработать сорок два года в школе и быть активной, энергичной, современной, соответствующей требованиям нового времени и современного ученика — это стоит колоссальных сил и энергии!
Светлана Плющ, обучающаяся кружка «Юный журналист» Дома детского творчества, Любовь Заворина, руководитель кружка
Читайте также: В музее Лянинской школы прошла встреча с участниками войн и локальных конфликтов