Свое мнение на эту тему активно высказывают политологи, представители власти, депутаты, общественники.
Ряд преимуществ в изменении системы выборов мэра в рамках действующего федерального закона назвал доктор социологических наук, руководитель Сибирского филиала Фонда развития гражданского общества, действующий депутат регионального Законодательного собрания Константин Антонов.
— Выборная власть не является гарантом защиты института местного самоуправления. Известно, что глава Новосибирска, как и любого другого муниципального образования, осуществляет хозяйственно-распорядительные функции. При изменении условий системы выбора главы усиливается роль и значение горсовета, в полномочия которого входит контроль за работой избранного мэра, который в любой момент может быть отправлен в отставку. А городской совет – это и есть местное самоуправление, поскольку его представители избираются и напрямую зависят от мнения своих избирателей, — говорит Константин Антонов.
Члены Общественной палаты при изучении вопроса пришли к выводу, что практически все регионы сталкиваются с одними и теми же проблемами при модели прямых выборов: в сфере городского хозяйства, градостроительства, содержания и строительства дорог, мусорной реформы, коррупционной составляющей и так далее. Заметно продвинулись в своем развитии города, которые перешли к форме конкурсного назначения.
В декабре прошлого года в Томске было принято решение избирать мэра города не прямым голосованием всех жителей города, а депутатами на специальной сессии горсовета. И это общая политическая тенденция в России. Прямые выборы мэров сохранились в Хабаровске, Абакане, Новосибирске, Анадыре, Улан-Удэ и Якутске.