Недостаточная готовность региона проводить техосмотр по новым правилам вызвала полемику на заседании комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике.
Начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Андрей Маерчук на заседании комитета Заксобрания сообщил о новеллах федерального законодательства по вопросам технического осмотра транспортных средств. По его словам, сотрудники госавтоинспекции теперь уполномочены контролировать организацию и проведение осмотра, участвовать в техосмотре автобусов.
С первого марта 2021 года правила техосмотра в соответствии с федеральным законодательством должны были ужесточиться, но действующий порядок продлили до первого октября. Готова ли к реформе Новосибирская область? Сегодня, как проинформировал Андрей Маерчук, в регионе действуют 108 пунктов ТО, 99 из них лицензированы, на 56 возможно осматривать автобусы. В Карасукском районе отсутствуют пункты ТО, операторы которых аккредитованы на проведение осмотра автобусов. На территории Баганского, Болотнинского, Венгеровского, Каргатского, Северного, Убинского, Усть-Таркского районов пунктов ТО не имеется вовсе.
Между тем в регионе зарегистрировано 1 млн 186 тысяч 838 транспортных средств. В 2020 году технический осмотр прошли более 741,6 тысячи единиц подвижного состава. С 1 по 15 марта 2021 года, когда сотрудники полиции начали работать на пунктах техосмотра, осмотр прошли 3911 транспортных средств, из которых 3788 признано исправными, и 30 автобусов, из которых 18 признаны исправными.
Принимая во внимание требования к периодичности техосмотра, госавтоинспекция усматривает риски возможного запрета эксплуатации транспортных средств, которые своевременно не прошли технический осмотр в связи с отсутствием необходимого количества пунктов.
Сегодня оснащенность Новосибирской области пунктами техосмотра выше нормативной на 19 единиц, прокомментировал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Вячеслав Невежин.
В ряде населенных пунктов, действительно, пунктов нет, но техосмотр, по мнению замминистра, можно пройти в соседнем районе. Он добавил: «С операторами техосмотра мы встречались. Из опасений, которые они высказывают, – низкая стоимость технического осмотра, с 2012 года она не поднималась».
Заместитель начальника департамента — начальник управления пассажирских перевозок мэрии Новосибирска Владимир Кондауров сказал, что основные пункты техосмотра в регионе расположены на территории областного центра, а значит, опасения в срыве прохождения техосмотра не возникают. «Что касается муниципальных транспортных предприятий, считаю, что к прохождению технического осмотра они готовы», – констатировал Владимир Кондауров.
Президент некоммерческого союза «Автоэксперт» Николай Гутман высказал свои наблюдения. На сегодня в регионе готовность пунктов техосмотра к реформе – не выше 92 процентов. Среди проблем, которые называют профессионалы в этой сфере, – сложности в доступе к единой автоматизированной информационной системе техосмотра, несоответствие помещений и оборудования, отсутствие технических экспертов. Оказание услуг имеет низкую рентабельность.
Заместитель председателя Законодательного собрания Валерий Ильенко предположил: «Если бы 1 марта, как положено, закон вступил в силу, мы бы уже его провалили. Оборудование, которое сегодня находится на пунктах техосмотра, не отвечает требованиям. Пункты техосмотра оказывать услуги по новым правилам не готовы».
По площади область очень большая, и ездить из одного района в другой, чтобы провести техосмотр автомобиля, – не выход! Об этом сказал заместитель председателя комитета Заксобрания по транспорту Сергей Титков.
Депутат Александр Барсуковсогласился: «Чтобы из отдельных сел до райцентра доехать, надо сто километров (есть такие населенные пункты), а если еще до другого райцентра – 150 км? Я предполагаю, что будут большие проблемы с техническим осмотром. Надо думать, как приблизить эту услугу к населению. Может, выездные пункты сделать?»
По оценке депутата Владимира Анисимова, при существующем количестве транспорта и пунктов техосмотра ежедневно инструментальное обследованиев течение года должны проходить порядка 50 автомобилей в сутки. «Сегодня техническая база к этому не готова», – уверен народный избранник.
Председатель комитета Заксобрания по транспортной, промышленной и информационной политике Майис Мамедов резюмировал: «Предлагаем министерству транспорта подготовить предложения для тех районов, где сегодня отсутствуют пункты техосмотра. После этого вернемся к вопросу и проведем досрочное заседание комитета, чтобы понять масштабы проблемы. В моем понимании – нужно, чтобы в каждом районе был свой пункт техосмотра. Те организации, которые не в силах оснащать пункты оборудованием, проводить техобслуживание в соответствие с новыми требованиями, думаю, просто уйдут с рынка. Задача исполнительной власти – создать хозяйствующим субъектам такие условия ведения бизнеса, чтобы они пошли работать в эту сферу и сделали доступнее для населения услугу технического осмотра транспортных средств. Времени на раздумья нет».
Текст и фото предоставлены пресс-службой Законодательного собрания области